Смысл сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

Эта сказка сопровождает нас с раннего детства. Аленушка – это женское начало, Иванушка – мужское, а вместе два эти начала – один человек. Сказка о жизненных испытаниях. О грехе и прощении. И об этом рассказано в детской сказке! У других народов подобные вопросы не так просты: например, арабскую притчу о праведной женщине детям не расскажешь.

Sestrica

Kратко Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка. Идут они большой дорогой, в жару и холод. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Хочется пить, но пока нельзя, превратишься в жеребёнка, в телёнка, в козлёнка…
Не вытерпел Иван, выпил из копытца и стал козлёнком. Сестрица вышла замуж, козлёнок при ней. Оклеветала сестру злая ведьма, опутала ложью, позвала купаться, бросила в реку, привязала на шею камень.
Козлёнок жалуется на судьбу свою:
«Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезать!»
Аленушка из реки ему отвечает:
«Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на грудь легли».
Но узнали люди правду, спасли Аленушку.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту
и пустили в чистое поле. Полный текст.

Эта сказка об очень серьёзных вещах! О самом страшном, что преследует нас в жизни.
– Что значит, что Иванушка выпил из лужи и превратился в козлёнка? – Человек согрешил и стал «козлом»!
( Разные наказания получают люди за грехи: в притче о праведнице из троих виновных двое были наказаны проказой, один параличом.)
Если бы Иван стал «жеребёнком» или «бычком» – это было бы последствием меньшего греха, и человек имел бы больше воли, сил, свободы, но в нашем случае тысяча чертей вселилась в Ивана, и он стал совершенно ничтожным, жалким, безвольным, беззащитным.
Мужское начало подавлено, Иван не стратег, не человек воли и действия, долгие годы быть ему робким, влачить животное существование.
Но тело его здорово (тело – женское начало, т.е. Алёнушка), человек живёт, работает, женится, но по жизни он, как козлик, «ни рыба, ни мясо», бедный и слабый.

Рано или поздно наступает следующий этап. К Алёнушке пришло горе. Горе это: надо безвинно пострадать. «Тяжелый камень на дно тянет, трава ноги спутала» – человек опозорен, «опущен», у него дурная слава, бесчестье, боль.
Страдание без вины тоже имеет свою меру и срок, оно очищает и освобождает, возвращает силы, волю, свободу.

праведнаяОбратимся к притче о праведной женщине. «Это была женщина редкой красоты, великой строгости к себе, терпения и выносливости». Муж её по делам отлучился в Иерусалим и тогда её стал домогаться брат мужа. Получив отпор, брат обвинил её в прелюбодеянии. Суд разбирает дело, её побивают камнями, бросают в яму и камнями же заваливают. Едва живая она выбирается из ямы, уходит в соседнее селение и устраивается в какой-то семье воспитателем ребёнка. Но и тут домогается её какой-то ловкач, получив отпор, он убивает ребёнка, сам исчезает.
Мать убитого ребёнка, не разобравшись, обвиняет нашу праведницу в убийстве, опять бьют её камнями и изгоняют. Бредёт она, полуживая и спасает (выкупает) от смерти осуждённого, отдав за его жизнь всё, что было у неё.
Она поселяется в ветхой хижине, нищенствует, молится. Спасённый ею человек верно ей служит и помогает выжить.
Когда мера страданий вышла, в ней открываются дары исцеления и просветления.
Тем временем судьба наказывает обидчиков (брата мужа, ловкача и мать убитого ребёнка).

Все пришли к ней за исцелением. Был здесь и её законный муж, страдающий от потери жены и болезни брата. Наступила развязка и счастливый конец событий. Обидчики раскаялись, она простила и Господь исцелила их по её молитве. Муж нашел жену. Притча этим заканчивается

Сказка об Алёнушке заканчивается тем, что ведьму наказали. Лошадь убила её, растрепала злую женщину по полю. (Жизнь ведьмы – отдельная история, здесь тоже зло и искупление. Искупление через жестокую смерть)

Выводы. Если собрать истории наших героев, можно заключить, что судьба наказывает нас за грехи: потерей воли и силы; болезнями; страданиями.
Прощение получают люди: через болезни; страдания без вины; через мученическую смерть; через прощение.
Что есть грех? Это такая же тайна, как искупление грехов. Тайна и в том, какое наказание приходит нам и за какой из грехов наших.
Люди часто грешат, не замечая этого. Согрешить бывает так просто, как воды напиться. И бывает, мы казним себя там, в чем греха нет.

*********************

Запись опубликована в рубрике Сказки с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

17 комментариев на «Смысл сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.»

  1. Tom говорит:

    Мне нравятся Ваши посты, заставляют задуматься…

  2. света говорит:

    так «безвинно пострадать» – это расплата за прошлые долги?

    • Семён говорит:

      Нет однозначного ответа.
      Кто-то из пострадавших подаёт в суд, выигрывает дело и получает компенсацию. Этот пострадал ради материальной выгоды.
      Кто-то обиженно скулит и плачет. Этому надо набираться сил и закалять характер.
      Но кто-то расплачивается за прошлые долги…
      А кто-то спокойно переживает обиды, уменьшает эго и приобретает духовные качества.

  3. сергей кошуков говорит:
    А вот географ, «который пропил глобус», – это тоже «козлик». Драма его в том, что он слабый человек.
    Очень жалко его! Представьте, если бы он не пил! Сгорел бы, почернел от переживаний! А заглотит полбутылки и вырубит себя.
    Жена его, конечно, женщина выдающаяся, глубокая, как река. А он – лодочка, плот на ней.
    Следующий герой фильма – друг географа, он – корабль. Многого в жизни добился, он столичный житель, масштабный человек, с сильным характером, волей, серьёзными решениями. Этот «корабль» и плыл по «широкой реке» некоторое время и добился чего хотел (кажется, выиграл выборы).
    Какие пороки подтачивали силы географа? За что он имел их? Конечно, этого не узнать. Не умел наш герой зарабатывать денег, не имел масштабных дел, не был воротилой.
    И вот сплав со школьниками. Река, вначале бурная, извилистая, порожистая, потом глубокая, широкая. Географ достойно преодолел её – в том смысле, что он всё взял на свою ответственность, что там произошло. Была там и любовь школьницы. В общем, душа героя на сплаве получила переживания, которые изменили географа. Изменилась и его жизнь, семья восстановилась.
    В этом смысле и фильм – значимый и серьёзный.
    ————————–
    Админ. Спасибо, Сергей! Хорошо написал.
    Движения души и вообще жизнь – вещь иррациональная. Трудно понять, трудно описать и объяснить. Но ты сказал верно!
  4. сергей кошуков говорит:
    А вот ведьма – это кто?
    Её злая воля направила судьбу человека по горькому пути. Она положила начало бедам и страданиям. На самом деле, она просто включила кармический механизм расплаты. Свои беды человек сам себе сеет. Почему ведьма пострадала?
    ——————-

    Админ. Почему её зовут ведьмой? Видимо, имеет качества видеть структуры тонкого мира. Вина ведьмы в том, что захотела извлечь личную пользу. Захотела жить в богатом доме, с хорошим мужем.
    Если личной пользы не извлекать, вина была бы не такой ужасной. А если помогать виноватому пережить его вину, то, возможно, её роль была бы положительной.

  5. Валентина говорит:

    Самый безвинно пострадавший – это Иисус Христос.
    Его предали все, даже ученик, бывший с ним все время Иуда Искариот. Потом другой ученик, самый близкий, Петр трижды отрекся от Него.
    Старейшины и первосвященники видели в нем врага их законничеству. Толпа кричала “Распни”, а даже Понтий Пилат сомневался, и потом сказал: ” Не виновен я в крови Праведника”.
    Сколько добра ни делал Иисус людям, ничего не помогло. Исцелял, оживлял, кормил, учил, молился за них Отцу Небесному, и никто не остановил толпу… Что уж говорить о простых людях…

  6. Семён говорит:

    Как это «никто не остановил толпу»? Иисус и остановил. Он сказал Иуде: «Делай, что должен делать». Ещё говорил: «Сын Человеческий должен пострадать».
    Как будто был план кровавой казни и Он хотел, чтобы по плану всё прошло.
    Он вообще прожил самой высшей жизнью: ничего не имел, голодал, ходил бездомный, молился, учил других, был гоним властями и церковью, был любим простыми людьми, был казнён невинно.
    Если взять жизни праведников, то у Иисуса был полный набор «инструментов», чтобы достичь высшего состояния, стать более чем святым.

  7. Arnold говорит:

    Я вижу тот же самый механизм искупления грехов служит духовному росту. Но если человек согрешил, то сама судьба ведёт его через искупление, а если человек живёт чисто – то у него нет причин заболеть, безвинно пострадать… как ему встать на духовный путь?

  8. Mimi говорит:

    Если на одной чаше весов – сказка, на другой – ваша разборка, то сказка лучше!
    Но вот что я заметилf. Если к сказке присовокупить вашу статью, то вместе-то оно ещё лучше. Появляется свет понимания. Так что – спасибо!

  9. Georg говорит:

    Спасибо за разговоры ваши о прогрессе человека! Я с профессии соскочил и переживаю из-за этого. Время потерял, уже не догнать: однокурсники – профессора. И вот вы помогли мне новые задачи поставить развития, не хуже упущенных мной.

  10. Matvey говорит:

    Непонятно, почему и как переживания дают прогресс. Что при этом происходит? Почему йога не помогает? Она открывает чакры, даёт им много энергии!
    А что есть грех физически – перекрываются энергии внутри нас, ставятся блокировки? Почему человек теряет силу, почему слабнет воля, сужается сознание? Какая-то перестройка эфирного тела происходит? Мне это всё не нравится! “Простудился – схватил насморк” = это формула мне тоже не нравится! Главное, почему скрыты механизмы и кто их создал? Не Творец ведь!

  11. Mah говорит:

    а кто-то этими механизмами пользуется для своего роста! Подумай и ты об этом.

  12. Бронь говорит:

    козлёнок-то не страдал. “Козлёнок” – это расслабленность человека, его ничтожная воля, слабый ум, бессознательность. Алёнушка – это вторая сторона натуры, она сознаёт, что человек несчастен, беден, обойдён умом и волей: “Тяжелый камень на дно тянет, трава ноги спутала…” Эта “часть” – страдает, болеет, искупает.

  13. Willi говорит:

    тут человек раздвоен. Одна часть – немощь его, сил сопротивляться нет, а несчастная судьба формирует события, которые человек обязан пережить.
    А другая сторона – боль, сознание своего греха, мучения.

  14. Tort говорит:

    ну, что сказать? хороший смысл нашли, поговорили хорошо. Арабскую сказку приплели сюда же.

  15. Resler говорит:

    Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.
    ПРАВЕДНАЯ ЖЕНА – ЛУЧШЕЕ ИЗ МИРСКИХ БЛАГ.
    «Счастье в четырех вещах: праведной жене, большом доме, честном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье также в четырех вещах: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище».

  16. Уведомление: гадкий утёнок |

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>